город Аткарск

Аткарское муниципальное образование (АМО) включает город Аткарск и сельские округа в границах административного Аткарского района Саратовской области. В XVI веке у впадения речки Еткары в реку Медведицу возникла солдатская слобода, затем село Еткара (Эткара), которое при создании в 1781 году Саратовского наместничества было преобразовано в город Аткарск, ставший центром Аткарского уезда Саратовской губернии. В 1358 на месте, где сейчас расположен город, в густых лесах был основан улус татарского хана Еткары. По его имени назвали речку. В то время это место было выгодным военно-стратегическим пунктом. Природные условия благоприятствовали земледелию, животноводству, рыбной ловле и охоте. Когда после покорения Казани и Астрахани Московское государство начало строительство сторожевых слобод против набегов кочевников, для одной из таких слобод в 1702 было избрано «угожее и крепкое место» — на правой стороне реки Медведицы, при устье речки Еткары. По имени речки и назвали слободу. Населили её солдатами, которые несли сторожевую службу, а также обрабатывали землю, сеяли и убирали хлеб. В то время слобода подчинялась петровскому воеводе. После подавления восстания под предводительством Е. Пугачёва в 1780 Еткара преобразована в уездный город Саратовской губернии Аткарск. На начало XIX века в городе проживало около 1200 человек. После реформы 1861 в городе и уезде появились промыслы по переработке сельскохозяйственного сырья. Оживилась торговля хлебом. Однако город продолжал оставаться захолустным и совершенно неблагоустроенным, с невзрачными деревянными постройками, крытыми большей частью соломой и камышом, немощёными улицами, и носил кличку Соломенного городка. Огромный пожар 1870 года уничтожил две трети его построек. Торговля хлебом — основным богатством края — превратила в своё время Саратовскую губернию в один из крупнейших центров российской экономики. Решающее значение для темпов развития Аткарска оказало его положение между двумя крупными центрами зерновой торговли — городами Саратовом и Балашовом. Аткарск остался в тени более мощных соседей. Важным событием для Аткарска явилось открытие железнодорожного сообщения по линии Тамбов-Саратов (1871—1872) и постройка железнодорожной ветви на Вольск (1893). С этого времени город стал быстро заселяться железнодорожными рабочими, ремесленниками, купцами, и уже в 1907 году в нём проживало 13 тысяч человек. Примерно в этот период выстроены две паровые и две водяные мельницы, железнодорожное депо, четыре кирпичных заводика, мыловарня, две крупорушки и другие кустарные предприятия. С постройкой железных дорог экономико-географическое положение города улучшилось, и он превратился в крупный пункт хлебной торговли. Все села уезда везли хлеб в Аткарск, где его скупали купцы, а потом по железной дороге отправляли в Москву, Петербург и за границу. Ежегодно отсюда вывозилось от 2 до 3 миллионов пудов хлеба. В наши дни Аткарск известен производством оборудования для горно-перерабатывающей промышленности, а также, как и встарь, поставками сельскохозяйственной продукции. В Аткарске находится музей краеведения, интересные с архитектурной точки зрения здания конца XIX — начала XX века: бывшее здание городской думы и управы, ныне администрация города, библиотеки, реального училища, женской гимназии, дворянского собрания, почты, железнодорожного вокзала. Дом культуры — архитектурный памятник эпохи конструктивизма. На окраине Аткарска находится широко известный питомник декоративных культур и дендрариум (голубая ель, амурский бархат, вавилонская ива и др.) Уездный город Аткарск получил герб 23 августа 1781 года вместе с другими городами Саратовского наместничества (ПСЗ т. XXI, № 15 215). В верхней половине виден герб Саратовского наместничества, в в нижней «река, по которой в серебряном поле три летящие рыболова, каковых птиц в окрестностях сего города пребезмерно много»

Постскриптум: